Лекционные материалы для подготовки к экзаменам


Научная проблема

В самом общем виде проблема -- это вопрос или совокупность вопросов, ответами на которые мы не располагаем. Это некоторое познавательное препятствие, выраженное, чаще всего, в форме вопроса. Ответом, как правило, является теория. Например, вопрос о том, в каком мире мы живем решался теорией Коперника.

Иногда встречаются различия между проблемой и задачей. Задача -- вопрос, разрешимый имеющимися теориями. Проблема, как правило, требует создания теории.

Функции проблемы в научном исследовании.

  1. Задание цели: (1) обнаружение или (2) переформулирование проблемы или (3) включение сформулированной проблемы в некоторую систему знания.

  2. Задание направления исследования.

  3. Разделение наук. Науки могут различаться по разным проблемным моментам. Хотя в последнее время науки накладываются друг на друга.

Требования и критерии постановки научных проблем.

  1. Наличие предварительного научного знания, в которое проблема может быть включена.

  2. Наличие указания на условие существования решения проблемы.

  3. Наличие соглашения о признаках приемлемого решения и способах проверки решения на приемлемость.

  4. Достаточная ограниченность, а не глобальность проблемы.

  5. Синтаксическая и семантическая корректность проблемы.

Синтаксическая корректность -- соблюдение синтаксических правил языка, на котором формулируется проблема. Для естественного языка характерна размытость семантических предписаний, но синтаксическая форма зачастую влияет на способ решения. Одну и ту же проблему можно сформулировать по-разному. Например, психолог Дункер (XX век) предложил студентам вопрос о лечении рака рентгеновским излучением, для одной группы -- так, чтобы лучи не повреждали здоровые ткани, -- а для другой -- так, чтобы здоровые ткани не повреждались лучами. Большинство студентов предложило решения, соответствующие формулировке вопроса. Первая группа пыталась что-то сделать с лучами, а вторая -- со здоровой тканью.

Семантически корректной считается проблема, все предпосылки которой истинны на момент постановки проблемы. Например, утверждение о непрерывности поглощения и испускания энергии -- предпосылка классической физики -- была отвергнута квантовой физикой. Семантический контекст проблемы относителен (семантика -- учение о том, как знаки связаны с реальностью).

Классификация научных проблем.

  1. По объекту.
    1. Предметные -- объектом является знание об объектах (Сколько существует предметов типа $A$?).
      1. Эмпирические -- поиск данных. Ответ может быть дан на основе эксперимента, измерения, наблюдения.
      2. Концептуальные -- организация и интерпретация имеющихся данных.
    2. Процедурные -- объектом является способ получения или оценки знания об объектах (Как установить, сколько существует предметов типа $A$?).
      1. Методологические -- планирование научного исследования (например, выбор единиц измерения, порядок проведения эксперимента).
      2. Оценочные -- оценка опытных данных и теорий (например, правильность, осмысленность).
  2. По корректности и разрешимости: разрешимые (решения их: истинные, приблизительно истинные, ложные), неразрешимые (задачи, связанные с реконструкцией неких ситуаций или объектов: объект исчез или находится в далеком прошлом), некорректные (мнимые: отличают от неразрешимых предпосылкой -- у мнимых проблем предпосылка ложная, а у неразрешимых -- истинна).

Корректность проблемы абсолютна, а разрешимость относительна. Например, проблема превращения неблагородных металлов в благородные неразрешима в химии, но разрешима в атомной физике. Неразрешимыми могут оказаться проблемы, связанные с реконструкцией объектов (например, скорости всех молекул в газе). Некорректные проблемы могут оказать положительное влияние на развитие науки, например, проблема эликсира жизни привела к развитию химии, а проблема вечного двигателя -- к появлению понятия об энергии. В эмпирических науках важнее не точность решения, а наличие средства уточнения. Гейзенберг: профессионал -- не тот, кто много знает, а тот, кто знает типичные ошибки.


Реклама: