Лекционные материалы для подготовки к экзаменам


Научная гипотеза

Гипотеза -- предположение или догадка, опирающаяся на полученные или уже имеющиеся данные. В смысле истинности она носит вероятностный характер. То есть истинность или ложность гипотезы в данный момент не установлена.

Функции гипотезы: обобщение опыта, исходный пункт рассуждения, задание цели (ориентировка исследования), интерпретация данных, защита других гипотез перед натиском новых появившихся фактов.

Классификация научных гипотез.

  1. По назначению:
    1. объясняющие -- претендующие на истинность;
    2. рабочие -- не претендующие на истинность; используются для систематизации.
  2. По содержанию.
    1. гипотезы-факты -- предположения о существовании некоторых фактов;
    2. гипотезы-законы -- предположения о существовании законов (устойчивых, регулярных, повторяющихся связей между фактами).

Существуют две фундаментальные точки зрения на гипотезу как предмет философского исследования: неопозитивистская (с 20-30 годов XX века) и постпозитивистская (со второй половины 50 годов XX века). Согласно первой, философия науки рассматривает контекст подтверждения (или оправдания), а контекст открытия -- прерогатива психологии науки. Понятие об этих контекстах ввёл Рейхенбах. Постпозитивисты (Хэнсон, Кун) включили контекст открытия в философию науки, но не в алгоритмическом смысле, а в аналитическом: анализируется связь новой идеи с имеющимся знанием. То есть гипотезы не возникают из ничего. Так или иначе они берутся как результат случайного или умышленного анализа имеющихся данных и теорий. Кун: парадигмальное знание может приводить к оригинальным гипотезам. Социокультурная ситуация, в частности, мировоззрение, учёного также влияет на выдвижение гипотез. Кроме этого есть субъективные факторы, например, интуиция. Однако интуиция срабатывает на фоне проделанной работы.

Проверка гипотезы состоит в следующем.

  1. Оценка серьёзности гипотезы:

    1. объяснение гипотезой всего круга явлений, для осмысления которого она выдвинута;

    2. непротиворечивость гипотезы имеющимся знаниям (не всегда: например, квантовая гипотеза Планка, которую он назвал «актом отчаяния», противоречит классической физике);

    3. экспериментальная проверяемость гипотезы;

    4. принципиальная простота гипотезы.

  2. Вывод следствий.

  3. Сопоставление следствий с опытно-экспериментальным знанием.

Гипотезы, следствия которых согласуются с опытно-экспериментальным знанием, Карл Поппер, основатель школы критического рационализма, называл «правдоподобными», а не истинными, зато остальные гипотезы -- ложными (принцип фальсифицируемости). Пьер Дюгем в 1910-1915 годах и Уиллард Куайн, подчёркивали целостную природу теоретического знания и считали, что достаточно изменить часть, чтобы система согласовалась с фактами. Тезис Дюгема -- Куайна: исследователь может модифицировать систему знания перед контрпримерами (и может делать это до бесконечности). Имре Лакатос, ученик Поппера, придерживался этой же точки зрения: «природа может кричать ``нет'', но человеческая изобретательность может крикнуть ещё громче». Во второй половине XX века Лакатос, Кун, Фейерабенд не принимали фальсифицируемость как критерий ложности гипотез, считая, что реальная фальсификация должна осуществляться, когда модификация гипотезы не помогает или гипотеза усложняется и имеется более простая гипотеза. Однако исходная гипотеза еще может существовать вместе с новой, простой. Например, теория эфира существовала еще несколькок десятилетий после создания теории относительности. Фальсификация -- хронологически продолжительное явление.


Реклама: