Лекционные материалы для подготовки к экзаменам


Ситуационная модель (case studies)

Возникает как негативная реакция на объяснение исторического процесса с помощью понятия научной революции. Появление модели стимулировали при исследовании конкретных ситуаций в науке. Активно используется в 70-х г. XX в..

\fbox{\textbf{Телнер, Малкей, Пинч}.} В этой модели обращается внимание историка НЕ на общие изменения, а на изучение отдельно взятого научного события. Интерес историка привлекается к событию, которое произошло в определенном месте. Это событие неповторимо и уникально. Основная задача состоит в том, чтобы реконструировать фактические события научной жизни. Эта позиция отождествляется с позицией эмпиризма (рассмотрение фактов). Но не совсем. Принимается некий исходных принцип. Принцип индивидуальности всех событий.

\fbox{\textbf{Телнер}:} современные историки науки не симпатизируют ориентации на непрерывный процесс развития. Изменения ракурса объясняется следующим: точка зрения на непрерывный процесс определяет характер абсолютной оценки которая принимается сторонником этой позиции. Первой предпосылкой правильного взгляда на историю является НЕ мнение историка, а корректировка наших исследовательных стандартов стандартами, которые управляют историей. Это связано с тем, что каждое историческое событие является ценностью само по себе. Оно не должно сводится к простому и проходящему событию в итории. Научное открытие должно освещаться как историческое событие. События, в которых смешались идеи и цели предшествующей науки и культуры того времени, когда открытие было сделано.

\fbox{\textbf{Малкей}:} Новые представления в области философии, социологии науки выбаратывается именно теми, кто применяет процедуру ситуационной модели. Эти исследования направлены на связь этой стороны науки как деятельности, как знания. Ориентация на целостное видение научных событий даёт возможность ориентироваться на создание новых моделей. Предметом изучения становится научная практика, научные диспуты, эпизоды жизни отдельных лабораторий или научных коллективов.

\fbox{\textbf{Пинч}:} Недостаток подобных исследований состоит в том, что воспроизводятся лишь отдельные фрагменты научной жизни или не создается целостной картины. Надо создать общую схему проведения ситуативно-событийного исследования. Оно должно опираться на понятийный аппарат, приемлемый для изучения эпизода научной жизни.

Процесс наблюдения всегда носит опосредованный характер. Между объектом наблюдения и ученым распологается целая цепочка промежуточных звеньев. Важно не то, что наблюдатель видит. Важно, насколько тщательно проведены опыты, насколько убедительна авторская аргументация, насколько хороши компьютерные программы. Вопрос о том, что действительно наблюдалось оказывается двусмысленным. Наблюдение преобразуется в цепочку искусственных элементов.

Совокупность этих явлений образует некоторый контекст обоснования наблюдения, отдельные элементы которого воспринимаются как не вызывающие сомнения, как безусловно истинные. Называются «чёрными ящиками».


Реклама: