Лекционные материалы для подготовки к экзаменам


Философские идеи эпохи возрождения: Философия антропоцентрического гуманизма

У истоков антропоцентрического гуманизма стоял Данте Алигьери (1265-1321): «Комедия» и философские трактаты «Пир» и «Монархия». «Преодоление» средневекового теоцентризма продолжили Франческо Петрарка (1304-1374) и Джаноццо Манетти (1396-1459) (трактат «О достоинстве и превосходстве человека»). Человек выполняет роль среднего звена в противостоянии тленного мира земли и вечного мира небес. Он имеет двоякое предназначение: внеземное существование и земное блаженство. Второе реализуется в гражданском обществе, а к первому ведёт церковь, без притязаний на светскую жизнь. (97) Достойная земная жизнь составляет первейший долг человека и ни в коем случае не должна приноситься в жертву загробному миру. Мировоззренческая направленность гуманистической мысли заложила основания для новой философии - философии эпохи Возрождения. Теоретическое основание новой философии составили аутентичные переводы классической античности. Комментарии, в отличие от средневековых, были ориентированы не на противостояние, а на диалог, взаимопроникновение земного, природного и божественного. Предметом философии стала земная жизнь человека, а задачей - не противопоставление духовного и материального, а раскрытие их гармонического единства. Следование природе провозглашено обязательным условием. Аскетический идеал - лицемерие, противоестественное природе человека состояние. (98) Начала формироваться новая этика, основанная на единстве и равноправии души и тела. Казимо Раймонди (-1435): «В самой природе заложена красота, и человек должен стремиться к наслаждению и преодолевать страдания». Земное блаженство, как достойное человека существование, должно стать предпосылкой небесного блаженства. Человеческое - это лишь возможность, заложенная в человеке Богом, осуществление которой требует существенных культурных и творческих усилий. Единство природы и культуры обеспечивает предпосылки возвышения человека до Бога, а творческая деятельность, являющаяся продолжением и завершением божественного творения, обеспечивает предпосылки обожествления человека. Мир и человек - творение Бога. Предназначение человека заключается в активном наслаждении миром, которое возможно только в творческой жизнедеятельности. Этика гуманизма противостоит средневековой этике аскетизма и пассивности. Философия гуманизма «реабилитировала» мир и человека и поставила онтологическую проблему соотношения божественного и природного, бесконечного и конечного. Решение её стало содержанием неоплатонического периода развития философии Возрождения.

Страниц в этом вопросе: 8
[1] - [2] - [3] - [4] - [5] - [6] - [7] - [8] -


Реклама: