Лекционные материалы для подготовки к экзаменам


Философия нового времени: Онтологические проблемы философии Нового времени (1)

Для философии эпохи Возрождения была характерна натурфилософская гилозоистическая картина мира, полагавшая «жизнь» имманентным свойством праматерии и тяготевшая рассматривать Бога скорее в качестве «перводвигателя», а не демиурга. Новое естествознание внесло коррективы в эти представления о мире. Ориентация на достижения математики усилила тенденции аналитического подхода в объяснении бытия мира. Органистическое истолкование бытия заменялось причинно-детерминистическим, в основу которого были положены успехи механики и математики. Декарт внёс ощутимый вклад в формализацию математического знания и применил эти методы к осмыслению бытия мира. В основе мира лежат независимые друг от друга субстанции: материальная, характеризующаяся протяжённостью, и духовная, характеризующаяся неделимостью. Материя редуцирована до чувственно воспринимаемой предметной реальности. Традицию отождествления материи с протяжённостью продолжили Гоббс и Ньютон. Их усилиями была сложена механистическая картина мира, в которой материи отводится роль инертной субстанции, не связанной в своём существовании с пространством и временем. Время понимается как чистая длительность, а пространство - как пустая ёмкость для вещества. Субъектом познания выступает индивид с присущими познавательными способностями (данными от природы или Бога) - чувствами и разумом. Объектом познания выступает природа. Цель познания - открытие универсальных и вечных законов бытия, которые в основном сводились к законам механики. Упрощённое понимание мира приводило к тому, что на первый план выступало изучение не качественных, а количественных характеристик бытия. Сложившуюся ситуацию пытался поправить нидерландский философ Спиноза. Дуализму философии Декарта он противопоставил учение о единой субстанции. Мышление (душа) и протяжённость (телесность) являются атрибутами единой и неделимой субстанции, которая тождественна природе, Богу. Бог у Спинозы, как и у Бруно, - это самоактивность, самопроизводящая сила природы (causa sui - причина самой себя). Тождество Бога и природы Спиноза сделал центральным пунктом онтологии. Всё, что существует. содержится в субстанции нет ничего, и она содержит в самой себе. Вещь - модусов - единичное проявление единой субстанции. Субстанция вездесуща в пространственном отношении и вечна во времени. Спиноза сделал попытку объяснить мир из самого себя, но его рационалистический метод увёл на путь абстрактных непререкаемых истин о мире. Если принять положение Спинозы о тождестве субстанции и природы, то как тогда объяснить отношение бесконечного и конечного, неизменность субстанции и изменчивость мира вещей. Этот вопрос остался открытым. Лейбниц предложил учение о дискретности субстанции. Место единой субстанции заняло множество. Эти субстанции - монады - представляют собой духовные, наделённые внутренней активностью единицы бытия, образующие умопостигаемый первичный мир. Каждая монада есть единство материи и формы, тела и души. Мыслитель предпринял попытку соединить телеологию (каждой вещи присуща своя цель) и механическую причинность, объясняющую поведение каждой единицы бытия. Отрицание сущностного взаимодействия физических тел предвосхищало субъективизацию категорий взаимодействия и причинности, а усмотрение диалектики только в мире духовного готовило почву под последующего отчуждения Абсолютного духа. Французские мыслители решали онтологические проблемы с позиций материализма. Жюльен Ламетри (1709-1751), Поль Гольбах (1723-1789), Клод Гельвеций (1715-1771) и Дени Дидро (1713-1784) провозгласили материю единой субстанцией мира, неразрывно связанной с движением. Движение рассматривалось не как внешнее, а как внутреннее свойство, как способ существования. Идея единства материи и движения снимала проблему перводвигателя и отметала концепцию деизма (Бог, сотворив мир, не принимает в нём какого-либо участия). Вселенная предстала как «необъятная и непрерывная цепь причин и следствий». Материя бесконечна в пространстве и вечна во времени, тем не менее её познание возможно, ибо она состоит из атомов - неделимых частиц. Такая позиция вела к отождествлению материи с массой. С одной стороны, это позволило определить материю как «то, что воздействует каким-нибудь образом на наши органы чувств», c другой стороны, это стало одним из источников кризиса философских основ физики в начале 20 века. Движение понималось преимущественно как механическое. Взаимосвязь событий и взаимодействие явлений воспринимались на уровне внешних связей (по типу механических), что вело к абсолютизации необходимости и недооценке случайности. Так сложилась концепция механического детерминизма и соответствующая ей методология, которая в применении к познанию природы и общества грешила упрощением и вульгаризацией. Специфика онтологии философии Нового времени отразилась на гносеологии, основными противоборствующими сторонами которой были рационализм и сенсуализм. Это противостояние имело ещё материалистическое или идеалистическое основания. Источники знания четырёх направлений представлены в таблице:
рационализм сенсуализм
материалистический разум, сориентированный на восприятие мира (Гоббс, Спиноза) ощущения, в которых отображается материальный мир (Локк, французские материалисты)
идеалистический разуме, сориентированный на восприятие Бога (Декарт, Лейбниц) ощущения, в которых даны Бог или ощущения (Беркли, Юм)
От такой «специфики» познания страдали оба направления, что нашло выражение в учении об истине. Сенсуалисты придерживались относительной истины, а рационалисты претендовали на абсолютную истину.

Страниц в этом вопросе: 3
[1] - [2] - [3] -


Реклама: