Лекционные материалы для подготовки к экзаменам


Проблемы метода познания и субстанции в философии эпохи Нового времени: Становление и развитие рационализма (1)

Основными представителями рационализма в философии Нового времени были Рене Декарт, Блез Паскаль, Барух Спиноза и Готфрид Лейбниц. Рационализм более тесно связан со средневековой традицией, чем эмпиризм, так как его философские системы по форме представляют умозрительные абстракции. Но в отличие от схоластики рационализм ориентирован на методологические и гносеологические проблемы. Его представители - это в основном крупнейшие учёные своего времени в области математики и физики. Для них характерно построение универсальных систем, основанных на очевидных принципах, из которых методом рассуждений выводилось знание о мире в целом. Основателем рационализма в философии Нового времени по праву считается французский философ Рене Декарт (1596-1650). Знакомство с его сочинениями «Правила для руководства ума», «Рассуждение о методе», «Размышление о новой философии» свидетельствует, что вопрос о постижении истины и получения знания о мире Декарт решал на принципиально иных позициях, чем представители философии эмпиризма. Чувства иногда обманывают, значит, чувственные данные не могут быть приняты в качестве исходного принципа философствования. Не являются абсолютно очевидными и математические знания. Они требуют доказательства. Познание должно начинаться с поиска первоначала. И на этом пути следует отбросить предрассудки и похоронить необоснованные авторитеты. Всё должно пройти проверку разумом и быть обосновано. Оптимальным методом познания Декарт считал дедукцию (с латинского - выведение) - восхождение от очевидных общих и простых идей к идеям сложным, - образцом которой является ход математического доказательства от аксиомы к теореме. Возник вопрос о том, что является первоначалом познания, которое должно характеризоваться ясностью и самоочевидностью. По Декарту, это первоначало обеспечивается интуицией, которая есть «прочное понятие ясного и внимательного ума». Декарт обратил внимание исследователя на необходимость соблюдать определённые правила: считать истинным очевидное, разделять сложные проблемы на простые, мыслить двигаясь от простого к сложному, учитывать пройденные этапы познания. Рационалистический метод Декарта не исключает значение опытного фактора, а сводит его роль к практическому индикатору, выявляющему эффективность рационального метода. Интуиция может привести к заблуждению, поэтому Декарт ввёл принцип сомнения. В качестве исходного пункта познания он принимал индивидуальный акт мышления. «Я сомневаюсь во всём, кроме того, что я существую». «Я мыслю, следовательно, я существую». С точки зрения Декарта, истинность исходного пункта познания гарантирована Богом. Важно рассмотрение вещей не самих по себе, а в отношении к интеллекту, воссоздание вещей мысленно с помощью дедукции. Познание должно быть направлено не от бытия к истине, а от истины к бытию. Истина - не соответствие знания бытию, а модель для создания бытия. Начала, или принципы, природы Декарт перенёс из объективного мира в человеческий разум. Это позволило исключить природное неравенство вещей и применить к их познанию количественную характеристику, математические методы. Философия Декарта выступила методологическим основанием математизации естествознания. Рационалистический метод Декарта получил развитие в философии Блеза Паскаля (1623-1662), хотя он и был оппонентом Декарта по ряду вопросов. В сочинении «Мысли» Паскаль разделил науки по предмету и способу его познания. «Исторические» науки: история, география, юриспруденция, языкознание, теология, - имеют дело с фактами преемственности поколений, в них доминирует авторитет, а научных приёмы, системы разумных доказательств неприменимы. Другие науки: геометрия, арифметика, физика, химия, архитектура, медицина, музыка, - опираются на опыт и умозаключение, значение авторитета в них минимально. В этих науках торжествует аксиоматико-дедуктивный метод познания, с помощью которого можно получить истины, которые невозможно обрести в опыте. Суть его составляет доказательность. Она предполагает наличие «первичных терминов-аксиом», имеющих наивысшую очевидность. Эти понятия и есть продукт декартовской интуиции. Паскаль уточнил Декарта: «Мы познаем истину не только разумом, но и сердцем. В нас заложено понятие истины». Интуиция Декарта подверглась сенсуализации и даже иррационализации. Достоверное знание распространяется лишь на сферу повседневной деятельности. За её пределами любое решение проблемы познания невозможно вне соотношения бесконечного и конечного. Бесконечность Паскаль мыслит, в духе Кузанского, как Бога. Она непознаваема. Срединное положение человека между конечным и бесконечным делает его истины относительными, ибо «он улавливает лишь видимость явлений, не будучи способным познать ни их начало, ни их конец».

Страниц в этом вопросе: 5
[1] - [2] - [3] - [4] - [5] -


Реклама: