Философия жизни (2)
  
Биологически-натуралистическое 
понимание жизни наиболее отчетливо выступает у 
Ф. Ницше. 
Она предстает здесь как бытие живого организма в отличие от 
механизма, как «естественное» в 
противоположность «искусственному», 
самобытное в противоположность сконструированному, 
изначальное в отличие от производного. 
Рациональное начало рассматривается здесь как особого вида болезнь, 
свойственная роду человеческому; многих представителей этого 
течения отличает склонность к примитиву и 
культу силы. 
Добро и зло, истина и ложь объявляются 
«красивыми иллюзиями»; в прагматическом духе добром и 
истиной оказывается то, что усиливает жизнь, 
злом и ложью - то, что ее ослабляет. 
Другой вариант философии жизни связан с 
космологически-метафизическим истолкованием понятия 
«жизнь»; наиболее выдающимся философом здесь является 
А. Бергсон. Он понимает жизнь как космическую 
энергию, витальную силу, 
как «жизненный порыв» (
elan vital), 
сущность которого состоит в непрерывном воспроизведении себя и творчестве 
новых форм; биологическая форма жизни признается 
лишь одной из проявлений жизни наряду с душевно-духовными 
ее проявлениями. 
Поскольку субстанция психической жизни есть, 
согласно Бергсону, время как чистая «длительность», 
текучесть, изменчивость, она не 
может быть познана понятийно, путем рассудочного конструирования, 
а достигается непосредственно - интуитивно. 
Подлинное, т. е. жизненное, время Бергсон рассматривает 
не как простую последовательность моментов, подобно последовательности 
точек на пространственном отрезке, а 
как взаимопроникнутость всех элементов длительности, их внутреннюю 
связанность, отличную от физической, пространственной 
рядоположности. В концепции Бергсона метафизическая 
трактовка жизни соединяется с ее психологической интерпретацией: 
именно психологизмом проникнута и онтология (учение о бытии), 
и теория познания французского философа. 
Философия жизни выступила с требованием возвращения от формальных проблем 
к содержательным, от исследования природы знания к постижению 
природы бытия, и в этом состоял ее несомненный вклад 
в философскую мысль. 
Критикуя кантианство и позитивизм, представители философии 
жизни считали, что научно-систематическая форма 
последних приобретена ценой 
отказа от решения содержательных, 
метафизических и 
мировоззренческих проблем. В
отличие от этих направлений философия жизни стремится создать 
новую метафизику с жизненным началом в основе и 
соответствующую ей новую, интуитивную теорию познания. 
Жизненное начало, как убеждены философы этой ориентации, 
не может быть постигнуто ни с помощью тех понятий, 
в которых мыслила идеалистическая философия, отождествлявшая бытие 
с духом, идеей, ни с помощью тех средств, которые 
были разработаны в естествознании, как правило отождествляющем 
бытие с мертвой материей, ибо каждый из этих подходов 
принимает во внимание только одну сторону живой целостности. 
Жизненная реальность постигается непосредственно, 
с помощью интуиции, которая позволяет проникнуть внутрь 
предмета, чтобы слиться с его индивидуальной, 
следовательно, невыразимой в общих понятиях природой. 
Интуитивное знание, таким образом, не предполагает 
противопоставления познающего познаваемому, субъекта объекту, напротив, 
оно возможно благодаря изначальному тождеству обеих сторон, 
в основе которого лежит одно и то же жизненное начало. 
По своей природе интуитивное знание не может иметь всеобщего 
и необходимого характера, ему невозможно научиться, как 
учатся рассудочному мышлению, оно скорее родственно художественному постижению 
действительности. 
Философия жизни не только попыталась создать новую онтологию и найти 
адекватные ей формы познания. Она выступила также как особый тип 
миросозерцания, который нашел свое наиболее яркое выражение у 
Ницше. Это миросозерцание можно назвать 
неоязычеством. В 
основе его лежит представление о мире как вечной игре иррациональной 
стихии - жизни, вне которой нет никакой высшей 
по отношению к ней реальности. В противовес позитивистской 
философии, стремящейся с помощью рассудка подчинить 
человеку слепые природные силы, Ницше требовал покориться 
жизненной стихии, слиться с ней в экстатическом порыве; 
подлинный героизм он усматривал не в противлении 
судьбе, не в попытках «перехитрить» рок, а в приятии его, 
в 
amor fati - трагической любви к судьбе. 
Неоязыческое мироощущение Ницше вырастает из его неприятия 
христианства. Ницше отвергает христианскую мораль любви и 
сострадания; эта мораль, как он убежден, 
направлена против здоровых витальных инстинктов и порождает бессилие 
и упадок. 
Жизнь есть борьба, в которой побеждает 
сильнейший. 
 
Страниц в этом вопросе: 13
[1] -
[2] -
[3] -
[4] -
[5] -
[6] -
[7] -
[8] -
[9] -
[10] -
[11] -
[12] -
[13] -
 
	Реклама: