Лекционные материалы для подготовки к экзаменам


Философская антропология 20 века (2)

Акцент на том или ином <знании>, необходимом для <удержания> человека в мире, и особенности видения его механизмов предопределили различия четырех основных версий (<разворотов>) философской антропологии: антропобиологической, социологической, культурологической и теологической. Возможность каждого из них содержится (фактически) в работах признанного основателя философской антропологии -
      
Шелера
. Он же выделил пять различных европейских дискурсов, по-разному ставивших проблему человека: (1) еврейско-христианский, (2) антично-греческий, (3) натуралистический, (4) декаданский, (5) ориентированный на сверхчеловека. В основании первых трех - тот или иной образ человека, два последних простраивают <принижающий> или <возвышающий> тип его трактовок. Ни один из них, по мнению Шелера, не решил и не мог решить проблему человека, так как последний не был осознан как основа любого возможного подлинного <философствования>. С этих позиций Шелер дистанцировался от предшествующего философского антропологизма. Конституирующую собственно философско-антропологическую программу он предложил в небольшой работе "Положение человека в космосе" (1928), задуманной как сжатое изложение его основного развернутого труда <Сущность человека, новый опыт философской антропологии> (реализовать задуманное помешала внезапная смерть Шелера). В том же 1928 вышел другой классический для философской антропологии труд - <Ступени органического и человек>
      
Плеснера
(третьей конституирующей философскую антропологию книгой считается работа Гелена <Человек. Его природа и положение в мире>, 1940). Только Шелеру удалось столь отчетливо заявить теоретико-методологические претензии философской антропологии, частью и потому, что его работа соотносилась с трудом Хайдеггера <Бытие и время>, вышедшем в 1927 (и высоко оцененным самим Шелером). Плеснер сформулировал одну из центральных идей философской антропологии - идею позиционирования, т. е. занятия человеком позиции в социуме согласно мере дистанцирования от природной реальности (эксцентрическая позициональность). Гелен же пошел по пути постепенного социологизирования этой идеи через акцентирование необходимости преодоления <нестабильности> человеческого бытия и достижения его <стабилизации> (в том числе и через механизмы культуры, выполняющие функции <разгрузки> человека от чрезмерной необходимости выбора, т. е. излишней неопределенности). Основные же механизмы <удержания> человека и достижения <стабильности> - система социальных институтов, позволяющая устанавливать порядки и упорядочивать влечения. Если в целом в философской антропологии преобладала тенденция к субстанционализму (или - реже - к функционализму) и ориентация на идеалы объяснения, то созданная внутри философской антропологии культурная антропология заявила достаточно последовательно свой антисубстанционализм и ориентировалась не столько на познание, сколько на истолкование символов культуры. В этом своем стремлении она нашла поддержку у представителей еще одной программы философской антропологии - ее теологически ориентированных версий, стремившихся вернуться к «синтетическому», центрированному вокруг понятия Бога пониманию философской антропологии Шелером. Признавая объективность человека, теологически «развернутая» философская антропология центрируется вокруг тезиса о любви к Богу как высшем проявлении этой объективности (как незаинтересованности), любви в «чистом» виде (что непосредственно восходит к Шелеру), а также развивает тезис о теле как «метафизическом слове духа» и конструировании истории через слово.

Страниц в этом вопросе: 2
[1] - [2] -


Реклама: