Лекционные материалы для подготовки к экзаменам


О вербальном и невербальном мышлении (кратко)

Вербальное и невербальное часто переплетаются в диалоге, взаимодействуют друг с другом. Интересно, что невербальное средство выражения может полностью заменить вербальное (кивок, например, вместо утверждения словом), но может также усилить, сопроводить последнее. Каждый, имеющий опыт коммуникации, прекрасно знает, насколько иногда целесообразнее, экономичнее и доходчивее слова может быть жест (описательный, например, уточняющий даже самое точное слово), выразительное мимическое движение. И скольким из нас предлагалось вместо вербальных описаний воспользоваться точным рисунком расположения нужного дома или новым фасоном одежды, сколько раз мы сами рисовали и показывали руками «как лучше пройти» - вместо того чтобы воспользоваться словесным объяснением, сохраняя за языком репутацию самого богатого и точного средства общения. В чем же дело? А дело в том, что невербальные коммуникативные средства генетически (как в филогенезе, так и в онтогенезе) старше вербальных, и когда в ходе социализации человека сформировалась «чрезвычайная прибавка», как называл И. П. Павлов вторую сигнальную систему (язык), она, эта «прибавка», не отменила, не вытеснила полностью невербальные средства, а именно «прибавилась» к ним. Таким образом, можно считать, что речевая моторика (артикуляция) есть внешнее средство понятийно-абстрактного мышления, перевода его в коммуникативное русло обмена информацией. Невербальные же средства остались отчасти моторикой первой сигнальной системы и особого, промежуточного уровня, охватывающего и первую сигнальную систему, и часть второй сигнальной. В ходе специальной фиксации (киносъемка, видеосъемка) можно показать, что в акте речевого поведения человека сначала развертываются невербальные коммуникативные средства, а затем - если их ресурса недостаточно для взаимопонимания - вербальные средства, поток речи на национальном языке. Другое дело, что «невербальная подкладка» часто не обладает яркой выраженностью, едва намечается и интенсивно покрывается собственной языковой частью речи. Однако люди с самого раннего детства привыкают «считывать» с лица и тела коммуникативного партнера именно невербальные проявления: выражение лица, жест, позу. Научно доказано, что всем нам чрезвычайно важно знать, в каких отношениях находятся вербальные и невербальные средства выражения - либо они согласованы (в таких случаях говорят, что они «сингармоничны») и тогда производят впечатление истинности, искренности, убежденности говорящего в том, что его слова соответствуют внутреннему его убеждению, состоянию, внутренним (мысленным и эмоциональным) оценкам; либо они не согласованы («дисгармоничны» или даже «антагонистичны»), и тогда партнер ощущает неискренность, ложь и пр. в словах говорящего. Опыт подсказывает, что особенно чутки к сингармоничности или дисгармоничности речевого поведения человека дети и домашние животные. Это обстоятельство следует учитывать психиатрам, психотерапевтам, логопедам и педагогам вообще: аутичность, неконтактность, а иногда и признаки речевых отклонений наблюдаются исключительно из-за того, что терапевт или логопед не умеет сингармонизировать свои вербальные и невербальные ресурсы и производит впечатление неискреннего человека. И в педагогическом (и психиатрически корректирующем) процессе неучет невербальных компонентов приводит к весьма серьезным ошибкам: врачу (педагогу) молчание больного (учащегося) представляется сигналом «непонимания», «незнания», а готовность к формально-верному ответу - сигналом знания, «понимания». Между тем, как известно, человек с детства параллельно приобретает два чрезвычайно важных умения - имитации, т. е. подражательного поведения, и самостоятельного, продуктивного поведения. Последнее, конечно, формируется не «само по себе», но с помощью научения (и имитации, и подкрепления) и серий проб и ошибок. Важно, однако, учесть, что речевой материал (язык как таковой) ребенок не может изобрести, а поэтому воспринимает извне, имитируя, а затем и комбинируя уже освоенные единицы и конструкции речи.

Страниц в этом вопросе: 4
[1] - [2] - [3] - [4] -


Реклама: